Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

В школе прошел педсовет.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Эти дети составляют категорию слабоуспевающих, количество которых в школах примерно 10-15%. Чтобы данная категория не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с этими учащимися. Это главная проблема педагогов школ.

И основной задачей школы должна стать, может быть, незаметная, но умно выстроенная коррекционная работа, которая позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, возникающие у детей в процессе обучения. Обучение обязательно должно быть успешным для всех учащихся. Учитель должен помочь каждому учащемуся учиться, т.к. он сам выбрал профессию учителя. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.

Попробуем разобраться, с чем же  связана проблема неуспевающих.

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию.

Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении успешно осваивать учебный материал. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает.

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины .

Причины неуспеваемости:

1.особенности организма школьника (слабые умственные способности, низкий уровень памяти)

  1. особенности личности школьника (гиперактивность)
  2. бытовые условия;
  3. гигиенические условия в школе и дома;
  4. особенности воспитания в семье;
  5. особенности обучения и воспитания в школе;

 Доклад «Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися в школе» (Руднева Л.Н. - директор школы.)

Рекомендации психолога.

Ребенка нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, не осознавая их. Поэтому перед взрослыми стоит задача  по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности.

В процессе учения тип мотивации меняется. На изменения влияют различные причины: новые установки (стремления обходить или преодолевать трудности), длительные удачи или неудачи в процессе учебы.

Учитывая, что познавательные мотивы формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать, что они будут сформированы позже, довольно сложно.

Для поддержания  и повышения учебной мотивации нужно учитывать и воздействовать на  составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • уверенность в себе;
  • потребность и возможность в самовыражении;
  • интерес к людям участвующих в процессе обучения;
  • направленность на достижение успеха.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  1. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  2. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.

Надо помнить, что одна из причин, по которой дети перестают учиться – страх сделать ошибку. Так давайте научим учащихся преодолевать этот страх.

 IMG_20190128_125237.jpg        IMG_20190128_134750.jpg

IMG_20190128_125252.jpgIMG_20190128_125302.jpg

О способах усиления эффективности работы с отстающими учениками познакомила Утицких Л.А. - зам.дир.по УВР, раздала их учителям - предметникам для использования в работе.

  • Применять инновационные образовательные технологии, (ориентация на индивидуальные особенности ребенка, дифференциация заданий на каждом этапе урока).
  • Включать детей в индивидуально-групповую работу. Чтобы добиться этого, нужно разработать разноуровневые тренировочные и проверочные упражнения, творческие задания с возможностью выбора.
  • Включать во внеурочную  деятельность индивидуальные занятия с обучающимися.
  • Использовать в процессе обучения «Карточки помощи», «Памятки для учеников».
  • Опрашивая слабоуспевающих школьников, давать им приблизительный план ответа. Они могут самостоятельно составить его дома и пользоваться на уроке.
  • Выделять детям больше времени на подготовку к ответу у доски, не запрещать подглядывать в наглядные пособия. Эффективно приучить их делать предварительные записи.
  • Давать возможность слабым ученикам последовательно излагать материал, ориентируясь на наводящие вопросы.
  • Систематически проверять уровень усвоения знаний по разделам, при изучении которых школьник отсутствовал на уроке.
  • Во время общения с отстающим ребенком поддерживать доброжелательную, позитивную атмосферу.
  • На этапе усвоения нового материала акцентировать внимание слабых школьников на самых важных, трудноизучаемых моментах. Чаще задавать им вопросы, чтобы выяснить степень понимания материала.
  • При выполнении самостоятельной работы давать такие упражнения, которые направлены на устранение типичных ошибок. Отмечать положительную динамику в работе: у ребенка появляется вера в свои силы, стимулируются новые усилия.
  • Задав домашнюю работу, провести подробный инструктаж по ее выполнению. Объем заданий должен быть посильным для ученика.

Как предупредить неуспеваемость?

Этап урока

Действия педагога

Контроль подготовки школьников

Проверять, как ученики усвоили трудный для восприятия материал. После проверки письменных самостоятельных работ, анализа устных ответов, выявить типичные для класса ошибки. Акцентировать внимание на их устранении. Если школьник пропустил предыдущий урок, проверить, как он усвоил материал. Завершив изучение темы, подвести итоги: проанализировать уровень усвоения новых знаний, умений и навыков, разобраться с причиной отставания.

Изложение нового материала

Во время урока контролировать, понимают ли дети суть изучаемых терминов, понятий. Поощрять стремление учеников задавать вопросы при затруднениях. Выбирать методы и формы работы, которые вызовут интерес к процессу обучения. Обеспечить активное усвоение знаний всеми учащимися.

Самостоятельная работа

Задания должны охватывать наиболее важные и трудные темы. Главное не количество упражнений, а подача их в определенной системе. Самостоятельная работа должна включать задания на устранение ошибок, допущенных ранее. Четко объяснить порядок выполнения работы. Если при решении заданий у детей возникают трудности, стимулировать постановку вопросов к педагогу. Учить составлять план своих действий, выполняя упражнения с достаточной скоростью. Контролировать процесс.

Домашнее задание

В заданиях для работы дома должен повторяться пройденный материал. Внимание сосредотачивается на самых важных, трудноусваиваемых элементах программы. Регулярно задавать упражнения, при решении которых ученикам придется поработать над типичными ошибками. Давать школьникам четкие, понятные инструкции по выполнению домашних заданий. Работая с отстающими детьми, постоянно проверять степень понимания ими этих наставлений. С целью исключить перегрузку, оговорить объем упражнений с другими педагогами, преподающими в классе.

Итогом работы педсовета стала работа в группах, которую провела Болих Е.Н. - дам.дир. по УВР.

  1. Результат работы группы:

 «Руководители» (администрация школы):

  • Проводит индивидуальную беседу с обучающимся с целью выявления возможных причин неуспеваемости.
  • При необходимости посещает квартиру обучающегося, составляет акт обследования.
  • Держит на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими обучающимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению Педагогического Совета обучающийся ставится на внутришкольный учет, о чем в обязательном порядке информируются родители.
  • Организует работу Педагогического Совета по вопросу неуспеваемости.
  • Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими обучающимися.

 

  1. Результат работы группы «Учителя» УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК:
  • Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда обучающийся уже не имеет возможности их исправить.
  • Комментировать оценку обучающегося (необходимо отмечать недостатки, чтобы обучающийся мог их устранять в дальнейшем).
  • Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
  • Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий обучающийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
  • Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”).
  • Учитель не должен снижать оценку обучающемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
  • При выполнении отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости обучающегося и о проделанной работе.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

  • Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости обучающегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование обучающихся, родителей, собеседование).
  • В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).
  • Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет (если прогулы систематические).
  • В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями обучающегося, обращаясь за помощью к заместителю директора по ВР в случае уклонения родителей от своих обязанностей.
  • В случае указания обучающимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
  • В случае отсутствии положительного результата классный руководитель сообщает о данном обучающемся администрации школы с ходатайством о проведении малого Педсовета.

 

  1. Результат работы группы «Родители»:

РОДИТЕЛИ:

  • Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
  • Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания обучающимся и его посещение ОУ
  • Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником в случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам.
  • Родители имеют право посещать уроки, по которым обучающийся показывает низкий результат.
  • Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ
  • В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на обучающегося и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

 

  1. Результат работы группы «Обучающиеся»

ОБУЧАЮЩИЕСЯ:

  • Обучающийся обязан выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
  • Обучающийся обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
  • Обучающийся, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.

 

29 января 2019
Подписка на новости сайта
Подписчиков — 224
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»